Информация о реализации инвестиционной политики в регионе Кавказских Минеральных Вод за 2004-2010 гг.

Статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод, строгие природоохранные ограничения и необходимость соблюдения экологического равновесия окружающей среды, определяют перспективу и направления его развития. С учетом этого в регионе реализуется программа гармоничного развития как курортной, так и хозяйственной деятельности, формируется пропорциональное соотношение между отдельными элементами этого сложного социально-экономического комплекса.

В целях сбалансированного решения задач сохранения окружающей среды, её природно-ресурсного потенциала и комплексного социально-экономического развития, в регионе последовательно реализуется продуманная инвестиционная политика и создается благоприятный инвестиционный климат. Стабильность инвестиционного потенциала и растущий интерес инвесторов является позитивной чертой инвестиционной политики последних лет.

Особая привлекательность Кавказских Минеральных Вод, возросшие инвестиционные возможности, благоприятный для отечественных и зарубежных инвесторов инвестиционный климат, позволяют более эффективно решать вопросы развития федерального курортного региона.

Последние годы характеризуются ростом объемов привлечения инвестиций в основной капитал, обеспечивая высокие темпы социально-экономического развития региона Кавказских Минеральных Вод, однако в 2009 году объёмы инвестиций снизились из-за кризисных явлений 2008 года.

За период с 2000 по 2010 год в регион было привлечено (в ценах 2010 года) около 120,0 млрд рублей инвестиций из бюджетных и внебюджетных источников (2000 г.- 2720,6 млн руб., 2001 г.- 5566,6 млн руб., 2002 г.- 7657,1 млн руб., 2003 г. – 9133,1 млн руб., 2004 г.- 10699,0 млн руб., 2005 г.- 13140,6 млн руб., 2006 г. – 20442,5 млн руб., 2007 г. – 16337,0 млн руб., 2008 г. – 19634,8 млн руб., 2009 г. – 11312,1 млн руб., 2010 г. – 11489,7 млн руб.).

Объем инвестиций (млн рублей)

Инвестиции в основной капитал в разрезе муниципальных образований (в ценах 2010 года)

 

Муниципалитет 2006 2007 2008 2009 2010
Георгиевский район 900,1 822,8 2 007,7 1 598,7 881,2
Минераловодский район 733,0 1 562,0 2 066,6 172,9 312,5
Предгорный район 1 717,5 1 967,0 1 273,8 393,3 581,6
г.Георгиевск 758,8 793,0 581,4 704,9 693,8
г.Ессентуки 488,8 412,4 352,4 2 131,5 1 418,2
г.Железноводск 529,2 509,6 513,0 358,1 883,7
г.Кисловодск 5 471,9 2 922,2 3 492,1 1 990,1 1 668,9
г.Лермонтов 208,8 504,5 393,5 696,0 169,9
г.Минеральные Воды 6 771,4 4 261,0 6 261,2 1 571,6 2 978,0
г.Пятигорск 2 863,0 2 582,5 2 693,2 1 695,2 1 902,0
ВСЕГО КМВ 20 442,5 16 337,0 19 634,8 11 312,1 11 489,7

 

Государственная поддержка региона Кавказских Минеральных Вод

С момента образования особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации государственная поддержка осуществлялась в основном по федеральной целевой программе «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод 1993-2001гг.», федеральной целевой программе «Юг России (2002-2007гг)» и федеральной адресной инвестиционной программе, а так же ряду других целевых и ведомственных программ федерального и краевого уровней.

Объемы государственных инвестиций в разрезе программ (в ценах 2010 года)

 

Программа Период реализации Объемы госинвестиций, млн руб.
Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод 1993-2001 11 142,7
Юг России 2002-2007 1 617,3
Федеральная адресная инвестиционная программа и другие целевые и ведомственные программы федерального и краевого уровней 2002 по н/в 26 589,3

 

Объемы государственных инвестиций в разрезе программ

Важнейшей как для курортов, так и в целом для региона КМВ стала долговременная (с перспективным прогнозом до 2020г.) федеральная целевая программа «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод», утвержденная Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации № 1063 от 23.10.1993.

За период с 1993 по 2001 год включительно на реализацию программы развития региона было привлечено инвестиций на сумму 17037,0млн руб., в том числе из федерального бюджета 11142,7 млн руб. (в ценах 2010 года), что составляет 15,7% от запланированной суммы по выполнению её первого этапа. Но даже эти незначительные суммы позволили решить в регионе целый ряд важных социальных и экологических проблем, таких как: стабильное водоснабжение региона, охрана окружающей среды, реконструкция и развитие автомобильных дорог, обновление подвижного состава для пригородного железнодорожного сообщения. Большая работа была проведена в области здравоохранения, в жилищном строительстве.

В рамках реализации программы почти вдвое (с 247 до 515 тыс.м3/сутки) увеличены мощности основных источников водоснабжения региона, что позволило обеспечить бесперебойную подачу питьевой воды в города-курорты и многие сельские населённые пункты, предоставило возможность развивать внутригородские системы водоснабжения. Большая работа проведена по водоснабжению и газификации в сельских населенных пунктах. В регионе введены в эксплуатацию новые здравницы и отдельные санатории, создаются благоприятные условия для улучшения содержания общекурортной инфраструктуры.

Всё это способствовало увеличению притока отдыхающих и туристов, которые в свою очередь являются источником дохода для разнопрофильных малых предприятий и, в конечном итоге, способствует увеличению налогового потенциала региона, повышению бюджетно-финансовой устойчивости местных органов муниципальных образований, росту уровня жизни населения. Даже при самом минимальном подсчёте, ежегодно, в результате эффекта получаемого только от вышеперечисленных мероприятий, дополнительно в бюджеты всех уровней поступает около 624 млн руб. в виде налогов. За весь период реализации программы в регионе дополнительно введено в эксплуатацию 199 объектов, создано и сохранено более 2,0 тыс. рабочих мест.

Федеральная целевая программа «Юг России»

За весь период реализации федеральной целевой программы «Юг России» в регион поступило около 1,5 млрд рублей из средств федерального и краевого бюджетов.

Динамика поступлений за период финансирования 2004-2007 гг. следующая:

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Юг России» осуществлялось финансирование следующих объектов:

  1. Строительство второй нитки междугородного канализационного коллектора Кисловодск-Ессентуки-Пятигорск
  2. Строительство группового водопровода с использованием подземных вод Малкинского месторождения
  3. Строительство Кубанского водопровода от главной насосной станции до города Кисловодска
  4. Реконструкция Эшкаконских очистных сооружений
  5. Реконструкция распределительной галереи трубопроводов на главной насосной станции Кубанского районного водопровода
  6. Реконструкция и благоустройство зон отдыха в городе Ессентуки
  7. Реконструкция грязехранилищ грязелечебницы им.Семашко в городе Ессентуки
  8. Реконструкция клиники вертеброневрологии Ставропольской государственной академии в годе Кисловодске
  9. Строительство центра по реабилитации больных сахарным диабетом на базе санатория им.Калинина в городе Ессентуки
  10. Реконструкция международной секции на прилет 300 пассажиров в час в аэропорту Минеральные Воды
  11. Инженерное обустройство площадки по перегрузке твердых бытовых отходов в городе Кисловодске

В этот период были введены в эксплуатацию:

Объекты:

  1. Международная секция на прилет 300 пассажиров в час в аэропорту Минеральные Воды
  2. Грязехранилища грязелечебницы им.Семашко в городе Ессентуки, что позволило обеспечить круглогодичное обслуживание отдыхающих города-курорта Ессентуки лечебной грязью

Пусковые комплексы:

  1. Малкинского группового водопровода (общая производительность доведена до 102 тыс.м3/сутки)
  2. Кубанского водопровода от главной насосной станции до города Кисловодска (завершено строительство водовода от насосной станции № 2 до горы кольцо, по производительности водопровод достиг проектной – 40 тыс.м3/сутки)
  3. На главной насосной станции Кубанского районного водопровода завершено строительство распределительной галереи трубопроводов, что обеспечило бесперебойную подачу Кубанской воды в города и районы Кавминвод
  4. Три пусковых комплекса по благоустройству зон отдыха в городе Ессентуки.

Завершено строительство водопровода в северо-восточной зоне города Кисловодска, что позволяет в дальнейшем построить разводящий водопровод, тем самым обеспечить жителей северо-восточной части города бесперебойным водоснабжением.

Завершена реализация проекта «Благоустройство и инженерные сети курортной зоны города Ессентуки» и создан комплекс инженерных сетей в Ессентукском курортном парке, позволяющий устранить заболоченность в нижней части парка. В соответствии с проектом выполнена реконструкция всех систем хозяйственно-бытовой и ливневой канализации, восстановлено освещение парка и частично проведено его благоустройство.

При разработке второго этапа ФЦП «Юг России» на 2008 – 2012 годы были изменены подходы к её формированию. В результате субъектами программы оставлены только республики Южного федерального округа.

Дотационный характер края и городов-курортов Кавказских Минеральных Вод не позволяют выделять достаточное количество бюджетных средств на решение неотложных проблем курортного и туристического комплекса, на благоустройство общекурортных территорий, создание жизнеобеспечивающих инфраструктур городов и районов региона. В этой связи, администрация КМВ настойчиво проводит работу по привлечению в регион дополнительных средств из федерального бюджета.

Предложения по увеличению бюджетного финансирования нужд курортно-рекреационных территорий занимают особое место в обращениях администрации Кавказских Минеральных Вод к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации.

Уровень государственной поддержки Кавказских Минеральных Вод с каждым годом растет. Если в 2006 году на капитальные вложения из федерального и краевого бюджетов в регион поступило 2,7 млрд рублей, то в 2010 году – около 5,0 млрд рублей (в ценах 2010 года).

За период с 2000 по 2010 год в регион было привлечено в ценах 2010 года более 22,0 млрд рублей инвестиций из федерального и краевого бюджетов (2000 г.- 148,9 млн руб., 2001 г.- 282,2 млн руб., 2002 г.- 427,5 млн руб., 2003 г. – 456,7 млн руб., 2004 г.- 407,5 млн руб., 2005 г.- 1801,9 млн руб., 2006 г. – 2736,4 млн руб., 2007г. – 5149,3 млн руб., 2008г. – 7600,7 млн руб., 2009г. – 5388,7 млн руб., 2010г. – 4708,7 млн руб.).

Объем государственных инвестиций за период с 2000 — 2010 гг. (в ценах 2010 года)

В настоящее время государственная поддержка, направляемая на объекты капитального строительства региона Кавказских Минеральных Вод, осуществляется по федеральным и краевым, целевым и ведомственным программам, финансируемым в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, а так же за счет субсидий, предоставляемых Ставропольскому краю из федерального бюджета на важные направления социально-экономического развития региона.

В целом, за счёт государственных инвестиций, в регионе почти вдвое увеличена мощность источников водоснабжения, что позволило обеспечить бесперебойную подачу питьевой воды в города-курорты и многие сельские населённые пункты, обеспечена реконструкция и обновление объектов инженерной и общекурортной инфраструктуры. В результате чего сокращаются инфраструктурные барьеры и создаются условия для последующей успешной реализации инвестиционных проектов.

В рамках федеральных программ в регионе построены несколько школ, объектов здравоохранения, жилищного строительства, проводились работы по реконструкции и благоустройству зон отдыха городов-курортов Ессентуки, Железноводск и Кисловодск.

В 2006 году начато строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Минеральные Воды в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы), подпрограммы «Гражданская авиация». За этот период на реализацию данного мероприятия из федерального бюджета было выделено 4,1 млрд.рублей (в ценах 2010 года). Выполнено порядка 80 % работ, предусмотренных проектом. Строительства ВПП-2 планируется завершить в 2011 году. За счет внебюджетных источников ведется реконструкция аэровокзального комплекса. В настоящее время выполнено более 50 % всех работ. Ввод в эксплуатацию основных объектов аэровокзального комплекса, запланирован также в 2011 году.

Инвестиции на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в разрезе источников финансирования (в ценах 2010 года)

 

Наименование 2006 2007 2008 2009 2010
в том числе:
коммунальное строительство (объекты инженерной инфраструктуры) 320,4 934,0 402,7 475,8 381,9
федеральный бюджет 243,4 412,6 167,8 332,0 262,3
краевой бюджет 77,1 513,9 223,7 138,0 110,4
местный бюджет 7,5 11,2 5,7 9,2
транспортная инфраструктура 1 258,4 3 611,7 3 524,6 770,9 2 225,2
федеральный бюджет 1 112,5 2 047,9 3 043,0 500,7 1 791,1
краевой бюджет 145,9 285,5 477,2 270,2 434,2
местный бюджет 7,7 4,4
внебюджетные источники 7,7 4,4

 

За счёт вышеуказанных средств велось строительство следующих наиболее крупных объектов:
В 2007 году завершено строительство подводящего водопровода от ГНС до г. Кисловодска, который является вторым централизованным источником водоснабжения города.

В 2008 году завершено строительство водопровода в северо-восточной зоне города Кисловодска от Кубанского водопровода.

В рамках государственной поддержки ведётся строительство важнейших объектов водоснабжения и водоотведения региона Кавказских Минеральных Вод:

  • второй нитки междугородного канализационного коллектора Кисловодск-Ессентуки-Пятигорск
  • реконструкция очистных сооружений канализации в г.Минеральные Воды
  • строительство подводящих инженерных сетей к жилому району «Западный» в г. Пятигорске (нацпроект)
  • водовод от очистных сооружений Кубанского районного водопровода до головной насосной станции (4-я нитка)
  • водопровод в посёлок Иноземцево
  • продолжено строительство сетей водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах Георгиевского, Минераловодского и Предгорного районов

В 2010 году на реконструкцию и содержание Кисловодского курортного лечебного парка было выделено 128,6 млн руб.

Итоги реализации инвестиционной политики за 2010 год

В 2010 году государственные инвестиции поступали в регион по следующим федеральным целевым программам:

  • Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы (второй этап)
  • Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 годы), подпрограмма «Гражданская авиация
  • Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007- 2011 годы»
  • Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»
  • Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»
  • Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007 — 2011 годах»

Всего в 2010 году в рамках федеральных и краевых программ на капитальные вложения направлено 4921,5 млн руб., в том числе:

  • из федерального бюджета – 3903,2 млн руб.
  • краевого бюджета – 805,5 млн руб.
  • местных бюджетов – 68,6 млн руб.
  • внебюджетных источников – 144,2 млн руб.

Бюджетные средства, выделенные в 2010 году, поступили в полном объёме и в основном освоены. В результате, в рамках реализации федеральных и краевых программ в 2010 году сданы в эксплуатацию следующие объекты и пусковые комплексы:

  1. Завершено газоснабжение станции Виноградной в станице Александрийской, Георгиевский район
  2. Завершено газоснабжение пос. Новый, Георгиевский район (пусковой комплекс)
  3. Закончена газификация микрорайона № 1 с.Краснокумского Георгиевский район
  4. Завершено строительство разводящих сетей газоснабжения хутора Новомихайловского, Георгиевский район
  5. Завершено строительство пускового комплекса водоснабжение станиц Незлобной и Лысогорской, Георгиевский район
  6. Закончено строительство разводящих водопроводных сетей села Новозаведенное (введено 0,324 км)
  7. Завершена реконструкция зданий муниципального учреждения здравоохранения «Пятигорский родильный дом»
  8. Проведена реконструкция муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 «Виктория» по ул. Героев Медиков, 3 города-курорта Кисловодска
  9. Закончена реконструкция муниципального дошкольного образовательного учреждения № 18 «Улыбка» по ул. Первомайская, 89-а, на 130 мест, г.Пятигорск
  10. Завершено строительство разводящих сетей газоснабжения, с. Сунжа-Ворошиловка, Предгорный район
  11. Закончено строительство газопровода среднего давления с.Краснокумское и предприятий Минераловодского отделения «Северо-Кавказские железные дороги», ПЧ-11, ВЧД-9, ПЧЛ-4, НЧГ-3, Минераловодский район
  12. Завершено строительство разводящих сетей газоснабжения, хут.Шести, Предгорный район
  13. Проведена реконструкция 1 пускового комплекса первой очереди автомобильной дороги Пятигорск-Георгиевск

В разрезе городов и районов в 2010 году наибольший объем средств был направлен на региональные объекты (реконструкция аэропорта Минеральные Воды, реконструкция автодороги Пятигорск – Георгиевск и др.) и объекты города Пятигорска (реконструкция улично-дорожной сети, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры жилого района «Западный», реконструкция здания с пристройкой доп. административно-бытовых помещений Пятигорского городского суда по ул.Университетской, 34а и др.) – 1807,2 и 1054,9 млн руб. соответственно (36,7% и 21,4%). Наименьший объем средств был направлен в Георгиевский район – 120,3 млн руб. (2,4 %). На реализацию объектов капитального строительства города Лермонтова по федеральным и краевым программам в 2010 году средства не выделялись.

Финансирование мероприятий региона Кавказских Минеральных Вод за счет всех источников финансирования в разрезе муниципальных образований в 2010 году

 

Наименование населенных пунктов всего, млн руб. в % к итогу
Региональные объекты 1 807,2 36,7%
Георгиевск 153,5 3,1%
Георгиевский район 120,3 2,4%
Ессентуки 236,3 4,8%
Железноводск 481,5 9,8%
Кисловодск 423,7 8,6%
Минеральные Воды 155,5 3,2%
Минераловодский район 163,8 3,3%
Пятигорск 1 054,9 21,4%
Предгорный район 324,9 6,6%
ВСЕГО 4 921,5 100,0

В разрезе отраслей показатели финансирования в 2010 году сложились следующим образом:

 

Наименование отрасли всего, млн руб. в % к итогу
Коммунальное строительство 1 906,9 38,7%
Образование 118,9 2,4%
Охрана окружающей среды 239,1 4,9%
Культура 51,1 1,0%
Транспорт и связь 2 225,2 45,2%
Газоснабжение 13,6 0,3%
Прочие отрасли 112,5 2,3%
ВСЕГО 4921,5 100

Максимальный объем средств был направлен на развитие отрасли «транспорт и связь» — 2225,2 млн руб. (45,2%) и «коммунальное строительство» — 1906,9 млн руб. (38,7 %).

Здравоохранение

Большой объем средств государственной поддержки направляется на объекты здравоохранения. За последние годы в этой отрасли создано более 6 тысяч новых рабочих мест.

При финансовой поддержке федерального и краевого бюджетов в регионе построены и реконструированы 15 объектов здравоохранения. В городе-курорте Кисловодске построена инфекционная больница, в городе Минеральные Воды – станция скорой медицинской помощи, в городе Георгиевске – детская поликлиника. Проведены: реконструкция детской больницы в городе-курорте Ессентуки и неврологического отделения в городе-курорте Железноводске; реконструкция и реставрация грязелечебницы им. Семашко и реконструкция городской поликлиники в городе-курорте Ессентуки; реконструкция городской больницы в городе-курорте Железноводске; реконструкция клиники вертеброневрологии, стоматологической поликлиники и детской больницы в городе-курорте Кисловодске; реконструкция краевой Кумагорской больницы в городе Минеральные Воды; реконструкция реабилитационно-восстановительного центра для ветеранов войн, терапевтического корпуса первой городской больницы в городе-курорте Пятигорске и др.

С 2005 года осуществлялось финансирование реконструкции родильного дома в городе Пятигорске. За 2005-2010 годы на этот объект направлено 181,9 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 116,2 млн руб., краевого – 39,0 млн руб. и местного – 26,7 млн руб. После реконструкции мощность роддома составила 216 койко-мест (в том числе 190 — круглосуточный стационар, 20 — дневного пребывания и 6 — реанимационных).

Реконструкция автомобильных дорог

Одним из важнейших элементов транспортной системы Кавказских Минеральных Вод являются автомобильные дороги. Состояние автодорог определяет имидж курорта, его привлекательность, формирует настроение отдыхающих и, в конечном итоге, отражается на загрузке курорта.

Общая протяженность автомобильных дорог на территории региона Кавказских Минеральных Вод составляет порядка 4,0 тыс. км.

На сегодняшний день проблема неудовлетворительного состояния дорог – одна из самых острых для большинства городов и населенных пунктов региона, поскольку серьезных вложений в реконструкцию дорог не производилось более 30 лет. Низкая пропускная способность, плохое качество дорожного полотна, недостаточное количество парковок и стоянок, отсутствие развитой сети ливневой канализации в городах являются основными характеристиками большинства дорог региона. В связи с дотационным характером местных бюджетов на качественное содержание муниципальных дорог достаточные средства не выделяются.

Благодаря субсидиям из федерального и краевого бюджетов в 2007 году в регионе были начаты масштабные работы по реконструкции муниципальных автомобильных дорог.

За счёт госбюджетных ассигнований в 2007-2010 годах на реконструкцию автодорог было направлено более 3,6 млрд руб., в том числе:

  • в 2007 году – 803,3 млн руб., в том числе из федерального бюджета 606,3 млн руб.
  • в 2008 году – 1585,6 млн руб., в том числе из федерального бюджета 1213,6 млн руб.
  • в 2009 году – 461,3 млн руб., в том числе из федерального бюджета 212,0 млн руб.
  • в 2010 году – 826,2 млн руб., в том числе из федерального бюджета 392,0 млн руб.

Капитальный ремонт многоквартирных домов

Позитивным моментом в реализации социальной программы в регионе Кавказских Минеральных Вод является активное взаимодействие органов местного самоуправление с краевыми и федеральными структурами по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Фонд) и краевой ведомственной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Ставропольском крае на 2008-2011 годы».

Финансирование мероприятий программы за период 2008-2010 гг. в разрезе источников и муниципальных образований региона (в ценах 2010 года)

 

Наименование муниципального образования Количество домов ВСЕГО, млн рублей в том числе:
средства Фонда средства бюджета Ставропольского края средства местных бюджетов внебюджетные средства
ВСЕГО по КМВ 853 3 581,7 2 930,4 273,4 188,8 189,1
Георгиевск 104 252,7 225,2 14,0 0,7 12,8
Ессентуки 100 705,5 555,0 68,8 46,5 35,2
Железноводск 40 190,2 169,5 5,2 5,9 9,6
Кисловодск 215 675,7 544,2 61,0 31,7 38,8
Минеральные Воды 105 341,3 274,1 39,6 10,6 17,0
Пятигорск 180 1 001,0 792,4 64,0 90,2 54,4
Георгиевский район 47 89,7 80,0 4,2 1,0 4,5
Минераловодский район 39 158,5 141,3 7,8 1,4 7,9
Предгорный район 23 167,1 148,6 8,8 0,9 8,8

 

В 2008-2010 годах на реализацию мероприятий программы в регион Кавказских Минеральных Вод поступило 3 581,7 млн рублей (в ценах 2010 года), в том числе:

  • за счет средств Фонда – 2 930,4 млн. рублей (82% от общей суммы);
  • за счет средств бюджета Ставропольского края – 273,4 млн. рублей;
  • за счет средств бюджета муниципального образования – 188,8 млн. рублей;
  • за счет средств собственников помещений – 189,1 млн. рублей

За этот период в регионе осуществлен капитальный ремонт в 853 многоквартирных домах.

Финансирование мероприятий программы за период 2008-2010 гг. по годам

Наибольший объем средств программы был направлен на капитальный ремонт многоквартирных домов города Пятигорска (27,9 %), города Ессентуки (19,7 %), города Кисловодска (18,9 %).

Финансирование мероприятий программы за период 2008-2010 гг. в разрезе муниципальных образований региона

Государственная поддержка жизненно необходима как для социально-экономического развития региона, так и для развития санаторно-курортного и туристского комплекса. Она способствует увеличению притока в регион отдыхающих и туристов, которые в свою очередь являются источником дохода для разнопрофильных малых предприятий, что в конечном итоге ведёт к увеличению налогового потенциала, повышению бюджетно-финансовой устойчивости органов местного самоуправления муниципальных и территориальных образований.

Перспективы:
Для привлечения в регион наиболее весомой государственной поддержки в 2010 году, в федеральные органы власти направлены предложения по развитию Кавказских Минеральных Вод для включения в разрабатываемые Федеральные целевые программы:

  • ФЦП «Юг России»;
  • ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации»;
  • ФЦП «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа»;
  • ФЦП «Развитие туристического кластера и горнолыжного курорта в Северо-Кавказском федеральном округе».

В предложения вошли около 40 наиболее важных инфраструктурных объектов региона КМВ на общую сумму более 50 млрд рублей (58419,2 млн руб.).

Государственная поддержка и решение наиболее актуальных проблем региона позволят:

  • создать условия для повышения конкурентоспособности санаторно-курортного и туристического комплекса;
  • повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала Кавказских Минеральных Вод, сократить потери гидроминеральных ресурсов;
  • создать в регионе надёжную систему водоснабжения и водоотведения;
  • повысить энергообеспеченность;
  • улучшить транспортную инфраструктуру, завершить строительство и реконструкцию трамвайной сети в городе-курорте Пятигорске;
  • значительно повысить привлекательность Кавказских Минеральных Вод, улучшить благоустройство курортно-рекреационных зон;
  • создать в регионе систему обращения с отходами производства и потребления, отвечающую требованиям статуса эколого-курортного региона.

Внебюджетные источники

В последние годы стабилизирован уровень инвестиций из внебюджетных источников: 2004 г. – 10013,7 млн руб.; 2005 г. – 10997,4 млн руб.; 2006 г. – 17175,0 млн руб., 2007 г. – 10763,3 млн руб., 2008 г. – 11524,1 млн руб. Финансовый кризис, безусловно, оказал негативное влияние на показатели инвестиционной активности. В 2009 году в развитие хозяйственного комплекса региона инвесторами направлено 5962,0 млн руб., в 2010 году – 6781,0 млн рублей.

Объем инвестиций из внебюджетных источников за период 2004-2010 гг. (млн рублей)

Активное привлечение в сектор экономики дополнительных ресурсов из внебюджетных источников, проводимая в регионе, рамках государственно-частного партнёрства, инвестиционная политика на сокращение инфраструктурных барьеров и последовательное решение социальных проблем, значительно ускоряет темпы развития федерального курортного региона, повышает занятость населения и способствует значительному росту благосостояния его жителей.

Для привлечения частных инвесторов в регионе регулярно проводятся разноплановые международные конференции, круглые столы. За последние годы активизирована работа по рекламе инвестиционной привлекательности региона в средствах массовой информации, на международных, республиканских и региональных форумах. Инвестиционные проекты стали шире рекламировать на региональных и выездных выставках.

В последнее время подходы инвесторов к вложению средств изменились. В основном стали направлять средства в отрасли промышленности и энергетики. Доля Кавказских Минеральных Вод в общем объеме инвестиций Ставропольского края по итогам за 2010 год занимает 12,9 %.

Доля региона Кавказских Минеральных Вод в общем объеме инвестиций Ставропольского края (%)

Вышеуказанные суммы капитальных вложений позволили разрешить в регионе целый ряд важных социально-экономических и экологических проблем. За счёт инвестиций построены новые и отремонтированы существующие автомобильные дороги, линии электропередач, осуществлено обновление подвижного состава для пригородного железнодорожного и автомобильного сообщения. В регионе интенсивно развиваются предприятия сферы обслуживания и торговли, легкой и пищевой промышленности.

По состоянию на 01.01.2011 года в регионе ведётся строительство 604 объектов, в том числе:

  • жилищного строительства – 113;
  • средних и крупных объектов торговли – 194;
  • автосалонов – 6;
  • объектов общественного питания, кафе, ресторанов – 24;
  • объектов транспортной инфраструктуры (автомастерских, объектов придорожного сервиса, шиномонтажных мастерских) – 41;
  • автозаправочных станций – 17;
  • объектов санаторно-курортного комплекса – 27;
  • гостиниц – 11;
  • аптек и объектов здравоохранения – 6;
  • объектов промышленности и сельского хозяйства – 52;
  • объектов связи – 19;
  • административных зданий и объектов непроизводственных видов бытового обслуживания – 54;
  • объектов защиты окружающей среды – 10;
  • объектов культуры и искусства – 9;
  • спортивных сооружений – 8;
  • объектов коммунального хозяйства и строительства – 13.

Процентное соотношение строительства объектов в разрезе отраслей представлено в диаграмме.

Из представленной диаграммы следует, что в процентном соотношении распределение вложений инвесторов по отраслям не претерпело изменений.

Как и в предыдущие годы, основную долю инвестиций из внебюджетных источников составляют вложения в расширение торговых площадей – в общей сложности в регионе в 2010 году строилось около 200 магазинов, супермаркетов, велось расширение территории рынков, строительство складских помещений.

В настоящее время в регион пришли крупные сетевые торговые фирмы, которые успешно реализуют проекты строительства супер- и гипермаркетов, такие как «Вершина», «М-Видео», «Метро», «Спотрмастер», «Эльдорадо» и др.

В частности, в 2010 году пущены в эксплуатацию супермаркет «Вершина» в городе Минеральные воды, торговый центр ООО «Маркет-торг» в городе Георгиевске, гипермаркет ООО «Кеттон» по федеральной автодороге «Кавказ» (371км+100м), гипермаркет «Метро» в городе Пятигорске. Для обеспечения стабильного функционирования крупной торговой сети в регионе, в городе Минеральные Воды ведётся строительство крупных транспортно-логистических центров.

В настоящее время в Минераловодском муниципальном районе приступили к строительству многофункционального офисно-складского комплекса ЗАО «Кулон Югрос» площадью 48 тыс.кв.м. В дальнейшем планируется строительство ещё нескольких транспортно-логистических объектов вблизи развитой транспортной системы – аэропорта, крупного железнодорожного узла, федеральной автодороги.

Второй по интенсивности отраслью вложения частных инвестиций, как и прежде, является жилищное строительство. В регионе в 2010 году велось строительство 113 многоквартирных жилых домов. В виду кризисных явлений в 2008-2009 годах работы на значительной части многоквартирных домов были приостановлены. В 2010 году на многих строительных площадках жилое строительство было возобновлено. В результате около 30 многоквартирных жилых дома были сданы в эксплуатацию. Влияние рынка в этой сфере значительно и требует применения в строительстве новых подходов, технологий и материалов. Как пример успешного использования современных строительных материалов с целью снижения конечной стоимости жилья для покупателей можно привести строительство коттеджного поселка по типу таунхаус «Южная долина» в городе Минеральные Воды. 2-х и 3-х этажные дома, построенные из блоков на основе древесной щепы, скреплённой цементом позволит снизить стоимость квадратного метра для конечного потребителя до 20 тыс. рублей. В регионе продолжена реализация инвестиционных проектов по расширению сети мобильной связи Билайн, МТС и Мегафон. С целью максимального покрытия территории региона услугами мобильной связи, ведётся прокладка линий опто-волоконной связи для обеспечения стабильного высокоскоростного доступа к сетям Интернет.

Значительно, по сравнению с 2009 годом, снизились темпы строительства автозаправочных станций. Основным направлением инвестиций в данном направлении стало проведение реконструкции существующих многотопливных АЗС с целью доведения качества предоставляемых услуг до мировых стандартов. В 2010 году выполнена реконструкция 7 автозаправочных станций по региону.

Востребованными среди автомобилистов остаются услуги автомоек, шиномонтажных и автомастерских, что предопределяет рост частного строительства в этой сфере. Всего в 2010 году по региону строилось больше 40 объектов транспортной инфраструктуры и автосервиса, не менее 10 из них введены в эксплуатацию.

Более 50 крупных объектов строительства различного назначения были введены в 2010 году. Из крупных объектов промышленности и сельского хозяйства, введённых в эксплуатацию в 2010 году, следует отметить такие объекты, как:

  • ЗАО «Сен-Гобен Кавминстекло» в Минераловодском районе (пуск новой стекловаренной печи, позволившей увеличить выпуск продукции на 20%),
  • молочно-товарная ферма на 1800 голов в Предгорном районе;
  • винно-коньячный комбинат «Кавказ» в городе Ессентуки.

Не смотря на некоторое оживление экономики, не все инвесторы смогли найти средства на реализацию своих проектов. В 2010 году общее количество наиболее крупных объектов, строительные работы на которых приостановлены, увеличилось до 148 (тогда как на конец 2009 года таких объектов было 130, многие из них являются долгостроями в течение последних 15 лет).

Иностранные инвестиции

Привлечение иностранных инвестиций считается одной из актуальных проблем российской экономики и рассматривается как дополнительный источник для активизации инвестиционных процессов.

Иностранные инвестиции в экономику региона – это вложение капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории региона в целях получения дохода. Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.

В структуре иностранного капитала Кавказских Минеральных Вод в период 2003-2009 гг. преобладали прямые инвестиции (взносы в капитал, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий). Портфельные и прочие инвестиции были представлены в незначительной мере. В 2010 году основная часть иностранных инвестиций поступила в виде кредитов, в том числе полученные от международных финансовых организаций на инвестиционные цели (прочие инвестиции).

Поступление иностранных инвестиций в регион характеризуется следующими данными.

Поступление иностранных инвестиций в регион Кавказских Минеральных Вод за период 2003-2010 гг. в разрезе городов и районов в фактически действовавших ценах (млн. долларов)

 

Наименование территории 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Георгиевск 0,003 1,04 1,63 0,18 0,02
Ессентуки 0,15 0,93 0,09 0,41 1,39 0,65 0,8 0,18
Железноводск 4,16 1,22 1,24 1,55 3,72 3,95 1,65 1,75
Кисловодск 0,29 8,69 17,60 8,03 7,71 17,27 24,3 4,64
Лермонтов 0,26 0,16 0,12
Минеральные Воды 0,12 0,14 19,96 0,45 2,01 4,32 0,16 17,83
Пятигорск 0,01 0,01 10,70 2,30 7,37 0,05 0,14 0,23
Всего по КМВ 4,7 11,0 50,6 14,4 22,2 26,5 27,4 24,8
Всего по Ставропольскому краю 13,8 18,4 61,0 26,2 295,1 759,5 116,1 72,4
Удельный вес, % 34,2 59,9 82,9 54,9 7,5 3,5 23,6 34,2

 

Как видно из таблицы удельный вес иностранных инвестиций Кавказских Минеральных Вод в общем объеме иностранных инвестиций Ставропольского края в период 2003-2006 гг. составлял значительную долю (от 35 до 83 %), в 2010 году он составил 34,2 % всех инвестиций края.

Поступление иностранных инвестиций в регион Кавказских Минеральных Вод за период 2003-2010 гг. (млн. долларов)

Удельный вес иностранных инвестиций Кавказских Минеральных Вод в общем объеме иностранных инвестиций Ставропольского края

Жилищное строительство

Ввод в действие жилых домов в регионе характеризуется постоянно растущими объемами. За период 2007-2010гг. в регионе было построено 1289,0 тыс. кв. м. жилья, в том числе населением – 812,0 тыс. кв. м.

В 2010 году ввод в действие жилых домов в регионе Кавказских Минеральных Вод составил 355,2 тыс. кв. м, из них 180,9 тыс. кв. м построено населением.

Сведения о вводе в эксплуатацию жилых домов за 2007-2010 гг. в разрезе городов и районов

Сведения о вводе в эксплуатацию жилых домов за 2007-2010 гг. в разрезе городов и районов (кв м)

 

Муниципалитет 2007 2008 2009 2010
Введено в т.ч. построено населением Введено в т.ч. построено населением Введено в т.ч. построено населением Введено в т.ч. построено населением
Георгиевск 14 971 8 905 16 745 6 567 14 309 14 309 13 656 5 886
Георгиевский район 19 688 19 688 21 783 21 783 28 685 28 685 22 979 22 979
Ессентуки 39 301 15 387 52 383 12 415 65 673 19 896 68 912 22 527
Железноводск 19 030 16 735 25 082 18 707 21 437 19 046 18 157 15 021
Кисловодск 15 237 11 477 7 880 7 880 36 274 17 793 46 516 12 455
Лермонтов 11 838 8 203 10 679 5 627 6 103 6 103 7 360 4 392
Минеральные Воды 16 710 7 274 17 364 8 650 9 013 9 013 7 961 7 961
Минераловодский район 32 501 32 501 44 046 44 046 32 404 32 404 17 747 17 747
Предгорный район 27 070 27 070 34 203 26 880 49 480 44 185 69 852 36 229
Пятигорск 62 210 43 620 91 394 39 048 90 526 57 366 82 026 35 659
ВСЕГО 258 556 190 860 321 559 191 603 353 904 248 800 355 166 180 856

Общая площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию в регионе Кавказских Минеральных Вод за 2007-2010 гг.

Инвестиции в санаторно-курортный и туристический комплекс

За последние годы в регионе построены и реконструированы 14 санаториев и пансионатов, 16 гостиниц и туристских комплексов, что позволило принимать дополнительно более 3-х тысяч отдыхающих единовременно.

Около 400 млн руб. составили инвестиции «Производственно-коммерческой фирмы «РОСТОК» по реконструкции Кисловодского санатория «Солнечный» на 1000 мест. На базе не функционирующего пансионата появился современный санаторно-курортный комплекс с объектами сервисного обслуживания и спортивными сооружениями.

На частные инвестиции на базе не функционирующего долгие годы корпуса здравницы введен в эксплуатацию санаторий «Исток». В ходе реставрации сохранен его архитектурный облик, но внутри – это уютная, оборудованная в современном стиле, оснащенная новейшим медицинским оборудованием здравница.

В санатории «Родник» г. Кисловодска проведена реконструкция целого ряда законсервированных объектов. Сегодня эта здравница является одной из наиболее престижных в городе-курорте Кисловодске и соответствует международным требованиям.

В санатории «Долина нарзанов» г. Кисловодска проведена реконструкция 3-х корпусов с номерным фондом категории «Люкс» и «Апартаменты». В санатории работают два диетических ресторана, на территории построен аквапарк.

Лидерами среди мест размещения по потребительским предпочтениям становятся мини-отели. Они представляют собой оригинальный ансамбль построек, хорошо вписываются в городскую среду и повышают привлекательность наших городов-курортов.

За последние 2-3 года в городах-курортах построены более 10-ти таких мини-гостиниц на 20-60 мест: в Ессентуках это «Европа», «Сан-Отель», «Космос» и «Дача генерала Николаева»; в Пятигорске — «Спорт», «Спортивная», «Наутилус», «Южная»; в Кисловодске — «Люкс», «Корона», «Парк-Отель».

Это направление набирает силу и ждёт своих инвесторов.

Более активно стали вкладывать свои средства в курортный и туристический бизнес зарубежные инвесторы.

Зарубежный опыт и результаты работы санаторно-курортного комплекса последних лет подтверждают, что вложения частных инвестиций в туристический бизнес является наиболее окупаемыми и очень выгодными.

Уверенность в том, что у региона есть будущее как курорта перспективного, конкурентоспособного появилась у отечественных и зарубежных инвесторов.

Одной из первых в регион пришла компания «Африка-Израиль». В 2005 году, на базе не функционирующего санатория «Димитрова» в г.Кисловодске создан современный spa-отель международного уровня «Плаза» на 600 мест.

Высокий спрос и успешная работа санатория позволила инвесторам наметить более масштабные планы. Компания «Африка-Израиль» в дальнейшем намерена провести реконструкцию ещё 3-х санаторно-курортных объектов: один в г. Железноводске и два в г.Кисловодске, и привлечь в регион до 20,0 млрд рублей.

Инвесторы всё больше проявляют интерес к Кавказским Минеральным Водам и готовы вкладывать значительные средства в развитие туристско-рекреационного комплекса региона. Благодаря этим слагаемым в 2010 году, впервые за последние 10 лет, удалось принять на отдых и лечение 710,6 тыс. человек.

Рост загрузки санаторно-курортного комплекса способствует росту доходов здравниц, отражается на повышении эффективности их работы и позволяет собственникам выделять дополнительные средства на реконструкцию и повышение уровня комфортности здравниц, закупку новейшего оборудования и благоустройство прилегающих территорий.

С каждым годом совершенствуется материально-техническая база курортного комплекса, устанавливается новое медицинское оборудование, повышается качество предоставляемых услуг. В санаториях сооружаются собственные питьевые галереи и мини-грязелечебницы. Проводится реконструкция спальных и лечебных корпусов, блоков питания.

В настоящее время в регионе строится около 40 курортных и туристических объектов. В ближайшие годы емкость санаторно-курортного комплекса увеличится на 2900 мест, дополнительно будет создано около 3000 новых рабочих мест.

Только в ходе реконструкции законсервированных объектов в регионе дополнительно будет введено– 837 мест размещения и создано около 550 новых рабочих мест.

На строительство и реконструкцию объектов санаторно-курортного и туристического комплекса региона в ближайшие годы будет направлено более 20, 0 млрд рублей.

В городе-курорте Кисловодске ведется строительство и реконструкция 13-ти санаторно-курортных объектов разной емкости. Продолжены работы по реконструкции ранее законсервированных объектов:

  • санатория «Пикет» на 484 места;
  • санатория «Туркменистан» на 240 мест;
  • санатория «Эльбрус»;
  • санатория «Центросоюз Кисловодск» на 220 мест.

Ведется строительство 5-ти пансионатов емкостью от 15 до 100 мест.

В 2010 году завершена реконструкция санаториев «Самара» на 110 мест и санатория «Заря» на 325 мест.

В городе-курорте Железноводске продолжено строительство 12-ти санаторно-курортных объектов:

  • санатория «Словения» на 150 мест;
  • санатория на 400 мест по ул. Ленина;

однако темпы строительства существенно снижены.

Так же в стадии строительства находятся объекты:

  • центр реабилитационно-восстановительного лечения «Орлиные скалы»;
  • реконструкция бывшего санатория им. Калинина на 175 мест;
  • центр реабилитации энергетиков на 41 место.
  • спального корпуса санатория Бештау на 220 мест
  • 4-х новых пансионата емкостью от 30 до 50 мест и др.

В 2010 году закончена реконструкция санатория им.Кирова, ведено дополнительно 46 мест.

В городе-курорте Ессентуки продолжены работы по реконструкции ранее находившихся на консервации:

  • санатория «Источник» на 340 мест;
  • санатория «Русь» на 800 мест;
  • санатория «Берёзы» на 238 мест;
  • санатория «Казахстан» на 199 мест;
  • санатория «Геолог» на 150 мест
  • ряда мини-пансионатов (5 объектов).

В 2010 году введён в эксплуатацию пятиэтажного спального корпуса санатория «Исток» на 15 мест, пансионата квартирного типа по ул. Розумовского.

В городе-курорте Пятигорске начата реконструкция санатория «Лесная поляна» на 380 мест, находившегося на консервации, продолжено строительство 3-х пансионатов.

В 2010 году выполнена реконструкция санатория «Родник» на 601 место.

В регионе Кавказских Минеральных Вод планируется строительство современных многопрофильных курортно-туристических комплексов:

  • туристско-оздоровительного комплекса «Сана» на 744 места,
  • комплекса санаториев на юго-восточном склоне горы Машук (1 этап) на 2000 мест в г.Пятигорске,
  • курортного комплекса «Парк Плаза» на 1000 мест в г.Кисловодске,
  • санатория «Парковый» на 150 мест в г.Железноводске и ряда других.

В городах-курортах стали более активно строиться мини-отели и мини-гостиницы.

За последние 2 года в Кисловодске, Ессентуках и Пятигорске построены около 40 таких мини-гостиниц на 10-30 мест.

В целях повышения привлекательности Кавказских Минеральных Вод, развития региона как туристического центра, планируется строительство ряда объектов индустрии развлечений:

  • аквапарков в г. Ессентуки и г. Железноводске,
  • «Спортивно-оздоровительного комплекса» на 160 мест в г.Пятигорске,
  • спортивно-зрелищного центра «Спартак» на 100 мест в г.Железноводске,
  • регионального конгресс-центра на 1700 мест в г.Кисловодске;
  • бассейна на территории санатория «Солнечный» в городе Кисловодске и других.

Целенаправленная реализация инвестиционной политики способствует созданию новых рабочих мест, росту занятости населения, повышению уровня и качества его жизни.

Чтобы сделать курортно-туристический комплекс более востребованным и высокорентабельным, нужно предложить отдыхающему не только комфортное проживание, но и разнообразный комплекс услуг. В этой связи особое внимание потенциальных инвесторов обращается на необходимость строительства в регионе современных объектов развлечений – аквапарков, игровых площадок, детских аттракционов.

Кавказские Минеральные Воды привлекательны для автотуризма. В регионе множество интересных объектов и относительно неплохие дороги. Кроме того, на доступном удалении – курорты Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Кавказские Минеральные Воды находятся относительно недалеко от центра России и Поволжья, жители которых вполне могут приезжать на отдых на автомобилях. Кемпенги – хороший вариант размещения для таких туристов. Они относительно недороги и могут находиться в удалении от центральной части города. Потенциальным инвесторам вносятся предложения строительства таких объектов в городах-курортах Кисловодске, Ессентуках и в Пятигорске.

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа

Важнейшим рычагом повышения экономического потенциала региона Кавказских Минеральных Вод и улучшения благосостояния его жителей явилось создание в Ставропольском крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

С помощью предусмотренных Законом экономических и юридических механизмов, в течение 20 лет в регион будут привлечены крупные инвестиции, как частного, так и государственного плана, планируется освоить новые территории, построить отвечающие мировым стандартам курортные и туристические объекты, значительно увеличить приток отдыхающих, тем самым основательно пополнить бюджеты всех уровней прямыми и опосредованными налоговыми поступлениями, повысить занятость населения.

Концепцией особой экономической зоны «Кавказские Минеральные Воды», победившей на конкурсе, определены первоочередные проекты по развитию Кавказских Минеральных Вод.

В рамках особой экономической зоны на 14 инвестиционных площадках, общей площадью 1649 гектаров, в городах-курортах – Ессентуках, Железноводске, Кисловодске, Пятигорске, в городе Лермонтове, Минераловодском и Предгорном муниципальном районах будут реализованы очень интересные проекты: Всероссийский детский оздоровительный центр у подножия горы Верблюд, Центр делового и оздоровительного туризма в г.Ессентуки, район Капельной балки, Центр экстремального туризма на горе Юца, Мега-парк развлечений в городе Железноводске, спортивно-оздоровительный центр на Новопятигорском озере и другие.

Пилотным проектом особой экономической зоны стал проект создания курортно-туристического комплекса «Гранд Спа Юца» на горе Юца Предгорного района. Для строительства комплекса выделен земельный участок размером 840 га. Центром курорта «Гранд Спа Юца» станет большой оздоровительный комплекс, оснащенный современным оборудованием для медицинской диагностики и лечебных целей. На площади в 373 га будут построены современные туристические объекты. Комплекс будет обеспечен 14-ю гостиницами, отелями, многочисленными бунгало и апартаментами среднего и высшего ценового сегмента – в целом на 2,8 тыс. номеров и 3,4 тыс. мест, что позволит обеспечивать ежегодный приезд на курорт до 160 тысяч туристов.

Курорт будет обеспечен различными спортивными и развлекательными сооружениями, крытыми галереями для прогулок, соединёнными с кафе, рестораном, торговым центром, местами для проведения культурно-массовых мероприятий. На территории будет разбит ботанический сад, создан каскад озер и водопадов, а так же оборудованы 3 поля для гольфа и построен центр для верховой езды.

Предположительно объём частных инвестиций в данный проект ожидается на уровне 15,0 млрд рублей, а государственных инвестиций – порядка 2,0 млрд рублей.

Комплексу «Гранд Спа Юца» предстоит стать крупнейшим и самым престижным в России оздоровительным центром.

В 2008 году велась разработка проектов территориального планирования, проектов строительства инфраструктурных объектов и бизнес-планов первоочередных объектов туристического комплекса.

В 2009 году осуществлялась разработка проектно-сметной документации для объектов инженерной инфраструктуры.

В 2010 году за счет средств краевого бюджета велось строительство сетей канализации и разработка проектной документации на строительство автомобильных дорог и транспортной развязки.

В период с 2007 по 2010 год на объекты инженерной инфраструктуры особой экономической зоны в регион поступило 208,6 млн руб. государственных инвестиций, в том числе за счет средств федерального бюджета – 80,2 млн руб., краевого – 128,4 млн руб.

Привлекательность Кавказских Минеральных Вод, выгодность туристического бизнеса и заинтересованность инвесторов позволяют опережающими темпами вести работу по освоению второй инвестиционной площадки особой экономической зоны в города Железноводска в районе горы Развалка.

Инвестиционный проект создания курортно-оздоровительного комплекса «Район горы Развалка» («Горное море») предполагает строительство четырёх курортно-оздоровительных комплексов с полным спектром гостиничной, санаторно-курортной, развлекательной, спортивной и сервисно-бытовой инфраструктуры на 5000 мест размещения.

Дифференцированное предложение классов и категорий объектов комплекса обеспечит комфортный отдых людей с различным уровнем доходов.

В рамках проекта рассматривается возможность создания уникального искусственного моря глубиной 3 метра и площадью водной глади 180 тыс. квадратных метров.

Но решение по строительству будет принято только после проведения всего комплекса исследовательских работ.

На реализацию проекта предполагается направить более 30,0 млрд рублей. В результате будет создано более 1500 рабочих мест, ежегодные объёмы поступлений в бюджеты всех уровней составят около 3,0 млрд рублей.

В настоящее время производится уточнение технических условий по созданию объектов инфраструктуры, ведется разработка бизнес-плана и формирование пакета документов для выбора потенциального инвестора.

Создание благоприятного инвестиционного климата

Активное развитие инвестиционных процессов в регионе во многом зависит от состояния законодательной базы. В Ставропольском крае продуман и успешно реализуется механизм, обеспечивающий эффективность реализации инвестиционной политики в крае, создания благоприятного инвестиционного климата для российских и зарубежных инвесторов.

В настоящее время инвестиционная деятельность в регионе регулируется рядом принятых нормативных актов Ставропольского края:

Законы Ставропольского края

  • «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае» от 12 октября 2009 г. № 67-кз
  • «О залоговом фонде Ставропольского края» от 6 февраля 2009 г. № 2-кз
  • «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае» от 6 февраля 2009 г. № 3-кз
  • «О порядке предоставления государственных гарантий Ставропольского края» от 30 июля 2008 г. № 54-кз
  • «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» от 1 октября 2007 г. № 55-кз (ред. от 29 декабря 2009 г., с изменениями от 10 декабря 2009 г.)
  • «Об инвестиционном налоговом кредите» от 28 ноября 2006 г. № 83-кз
  • «О государственной поддержке участников лизинга в Ставропольском крае» от 22 июня 2005 г. № 31-кз (ред. от 13 июля 2009 г., с изменениями от 10 декабря 2009 г.)
  • «О промышленной политике на территории Ставропольского края» от 5 марта 2005 г. № 15-кз (ред. от 1 марта 2007 г., с изменениями от 10 декабря 2009 г.)
  • «О налоге на имущество организаций» от 26 ноября 2003 г. № 44 -кз (ред. от 29 декабря 2009 г.)
  • «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края» от 10 ноября 2002 г. № 49-кз

Постановления Правительства Ставропольского края

  • «О мерах реализации Закона Ставропольского края «О порядке предоставления государственных гарантий Ставропольского края» от 15 апреля 2009 г. № 106-п (в ред. 16 сентября 2009 г.)
  • «О координационном совете по развитию инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края» от 20 апреля 2001 г. № 68-п (ред. от 11 февраля 2010 г.)

Распоряжения Правительства Ставропольского края

  • «О создании государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края» от 16 декабря 2009 г. № 458 — рп (ред. от 29 января 2010 г.);
  • «О перечне приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края на 2009 год» от 15 апреля 2009 г. № 105 — рп (ред. от 28 мая 2009 г.).

Среди основных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края следует выделить:

  • предоставление налоговых преимуществ субъектам инвестиционной деятельности;
  • выделение субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты;
  • установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;
  • предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налога субъектам инвестиционной деятельности;
  • размещение бюджетных инвестиций в развитие и создание объектов внешней инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта;
  • предоставление инвестиционных налоговых кредитов субъектам инвестиционной деятельности;
  • предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Ставропольского края субъектам инвестиционной деятельности;
  • выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов.

На территории Ставропольского края для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов, установлены следующие налоговые льготы:

  • уменьшается в пределах, установленных Налоговым кодексом, размер ставки налога на прибыль в части средств, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края;
  • освобождается от уплаты налога на имущество в части средств, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края, имущество, создаваемое или приобретаемое в ходе реализации инвестиционного проекта;
  • освобождаются от уплаты земельного налога в части средств, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края, земельные участки в утвержденных в установленном порядке границах на весь период реализации инвестиционного проекта.

Сегодня краевое законодательство предоставило Правительству Ставропольского края право за счёт средств бюджета предоставлять субсидии и кредиты на:

  • оплату части процентной ставки по кредитам, привлекаемым организациями и индивидуальными предпринимателями на реализацию быстроокупаемых инвестиционных проектов;
  • компенсацию части купонного дохода по выпускам корпоративных облигаций;
  • компенсацию части лизинговых платежей за оборудование, поставленное по договору лизинга.

Складывается практика организованного сопровождения наиболее перспективных проектов, оказания содействия в разрешении возникающих в их реализации проблем.

С целью повышения кредитов в структуре инвестиций, Правительство края создает систему стимулов для привлечения банковского капитала в реальный сектор экономики. В частности, отработан и широко применяется механизм долевого финансирования проектов за счет бюджетных средств и кредитных ресурсов банков, позволяющий разделить риски и снизить стоимость заемных средств для предприятий.

Создание, отвечающего федеральному уровню санаторно-курортного комплекса, и повышение эффективности его функционирования возможно только при условии разработки долговременного комплекса экономических, финансовых, организационных и нормативно-правовых мер.

В этой связи органами власти федерального и краевого уровней принимаются государственные решения по дальнейшему развитию особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод.

Важным позитивным моментом гарантий надёжности инвестиций является то, что на федеральном, краевом и региональном уровне разработаны основные документы, определяющие концепцию устойчивого функционирования и поступательного его развития Кавказских Минеральных Вод.

17 января 2006 года Правительством Российской Федерации принято Постановление «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны» № 14. Данным документом утверждены положения о городах-курортах и установлены правовые основы определения ежегодной финансовой поддержки развития региона из средств федерального бюджета, как расходных обязательств Российской Федерации.

В 2006 году администрацией КМВ разработана «Стратегия социально-экономического развития эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод до 2020г.», которая получила высокую оценку на федеральном уровне. В Стратегии впервые на научной основе разработаны достаточно обоснованные долговременные ориентиры и перспективы развития региона, которые используются для принятия сбалансированных решений, создания механизмов их реализации, с учётом сложившихся в регионе антропогенных нагрузок и условий рыночного ведения хозяйства.

В рамках Стратегии разработана «Система мер государственной поддержки региона Кавказских Минеральных Вод» в форме федеральной целевой программы на долгосрочную до 2020 года перспективу. В Системе мер сформирован перечень наиболее важных перспективных проектов, реализация которых особенно значима, а так же определён перечень наиболее привлекательных инвестиционных проектов курортно-туристической направленности. Для них зарезервированы необходимые под застройку площадки.

В 2008 году разработаны «Схема территориального развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод» и «Концепция обращения с отходами производства и потребления и комплексная схема санитарной очистки особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Вод».

В 2009 году разработана «Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года».

В городах и районах завершается разработка градостроительных документов – генеральных планов и схем территориального планирования.

В 2010 году разработана «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». Также в 2010 году начата работа по корректировке «Стратегии социально-экономического развития эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод до 2020г.».

К реализации вышеуказанных программ вовлечены широкие круги представителей науки, производства и общественности, задействованы все заинтересованные структуры органов власти, что позволяет более успешно решать стратегические задачи социально-экономического развития федерального курортного региона Кавказских Минеральных Вод.

Напишите нам

Вы можете отправить нам электронное письмо, и мы свяжемся с вами, как можно скорее.

Введите текст и нажмите «Ввод» для поиска