Одним из направлений деятельности по реализации Стратегии, является образование особой экономической зоны в регионе КМВ.
Вопрос создания на территории Кавказских Минеральных Вод особой экономической зоны туристско-рекреационного типа явится существенным дополнением в вопросе формирования в регионе современной инвестиционной политики.
Закон об особых экономических зонах был принят 22 июля 2005 года. В нем законодательно закреплены два типа ОЭЗ: технико-внедренческие и промышленно-производственные. Основной закон, определяющий правовой режим деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации уже работает.
По инициативе регионов Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Госдуму федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который создает юридическую базу для ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
В конце марта Государственная Дума Российской Федерации приняла этот закон в первом чтении. 10 апреля 2006 года были проведены в Торгово-промышленной палате РФ общественные слушания по данному законопроекту. Второе чтение прошло во второй половине апреля.
Особая экономическая зона, обозначенная в проекте дополнений, как зона туристско-рекреационного типа, предполагает её создание и на территориях особо охраняемых курортных регионов федерального значения.
Согласно закону – «Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, технологичных отраслей, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры, а также в целях стимулирования, развития и эффективного использования туристских ресурсов в Российской Федерации».
Необходимость создания в регионе КМВ современного курортно-туристического комплекса, способного удовлетворять потребности российских и зарубежных граждан, очевидна и экономически обусловлена. Курортная отрасль в регионе КМВ являлась и должна впредь являться градообразующей, что возможно только при условии обеспечения её более активного развития.
Мы так же глубоко убеждены, что в современных условиях создание конкурентоспособного курортно-рекреационного комплекса, возможно, в том числе на территории зон особого экономического регулирования.
Наверное, без появления федерального закона можно сколько угодно заниматься развитием туристической отрасли и даже делать это эффективно, но когда есть рамки закона, это означает участие государства в этой политике. Многие зарубежные государства туристическую отрасль рассматривают как одну из основных в своем экономическом развитии и для чего используют различные механизмы экономического регулирования, что практикуется в развитых странах – Испании, Греции, Турции, получающих от туризма огромные доходы.
Туризм – это отрасль, в развитие которой первый взнос должно сделать государство.
Учитывая значимость для региона данного закона, мы активно вели работу по согласованию проекта закона о курортно-рекреационных зонах. Письма с поправками и обоснованиями к ним были направлены всем заинтересованным органам Правительства Российской Федерации и в Государственную Думу Российской Федерации.
В поправках особо подчеркивалось то, чтобы при определении направлений инвестирования нужд особой экономической зоны из средств бюджетов, финансирование курортной инфраструктуры было максимально возможным.
В рамках Закона должны быть прописаны условия для масштабного привлечения в курортные регионы отечественных и иностранных инвестиций, направленных на создание современных, отвечающих мировым стандартам санаторно-курортных и туристических комплексов. Для чего на территориях зон устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В отличие от ОЭЗ двух других типов, туристско-рекреационные зоны могут создаваться в рамках нескольких муниципальных образований. Ясно, что если один склон горы находится на территории одного муниципалитета, а противоположный контролируется другим, то невозможно искусственно расчленить территорию курорта. Но территория особой экономической зоны не должна включать в себя полностью территорию какого либо административно-территориального образования, из этого следует, что по каждому городу будут готовиться конкурсные документы на отдельный проект и конкретного резидента.